"Я не стремлюсь «доказать» что есть жизнь после смерти. И я, вообще, не думаю, что такое «доказательство», действительно, возможно".
Смерть – это особая тема с которой каждый рано или поздно сталкивается. Рассмотрим вопрос о клинической смерти, ведь это смерть, но на малый промежуток времени.
Доктор философии Раймонд Моуди.
Клиническая смерть - своеобразное переходное состояние между жизнью и смертью, начинается с момента прекращения деятельности центральной нервной системы, кровообращения и дыхания и продолжается в течение короткого промежутка времени, пока не разовьются необратимые изменения в головном мозге. С момента их наступления смерть расценивается, как биологическая (в контексте этой статьи мы уравниваем понятия социальной и биологической смерти ввиду необратимости процессов, происшедших в организме). Таким образом, главной динамической характеристикой клинической смерти является возможная обратимость этого состояния. Во время клинической смерти дыхание и кровообращение отсутствуют, наблюдается полная арефлексия, однако клеточный обмен веществ продолжается путем анаэробного гликолиза. Постепенно запасы гликогена в мозге истощаются, и нервная ткань умирает. Что говорят про это ученые:
Л.З. Левит "Интервью с частным психологом".
Отрывок из главы "Сказки для взрослых"
Было установлено, что необычными ощущениями после оживления делится лишь очень малый процент людей. Некоторых верующих в этот феномен наверняка поразили слова известного хирурга, академика Амосова, вернувшего "с того света" тысячи людей, сказанные в интервью "Литературной газете". За время тысяч проведенных на сердце операций Амосов ни разу не слышал от кого-либо из больных, побывавших в состоянии клинической смерти, о подобного рода явлениях. Теперь обратимся к малоизвестной широкому читателю книге "Медицина и идеология", в которой дается естественнонаучное объяснение всем упоминаемым феноменам. По мнению ученых, рассказы больных о своих состояниях могут быть проявлением одной из форм токсического психоза — помутнения сознания вследствие ядов, образующихся в процессе умирания. Как правило, больные весь период клинической смерти воспринимают как сон: "Как хорошо я поспала..." У умирающего человека дольше всего сохраняются слуховые восприятия, когда участки мозга, отвечающего за работу зрения и двигательную активность, уже прекратили свою деятельность. Поэтому при умирании и оживлении (а не после смерти) больной слышит "голоса". Данная закономерность требует большей аккуратности в выборе слов врачами при осуществлении реанимационных процедур, поскольку умирающий еще некоторое время, так или иначе, слышит их. Получают естественное объяснение явления "раздвоения" личности умирающего человека, когда ему кажется, что существует он и его реальный двойник. Подобный феномен, называемый деперсонализацией — частый гость при различного рода психических заболеваниях. Обратимся теперь к упоминаемому людьми факту "движения по тоннелю навстречу яркому свету". Вот как объясняется это с позиций физиологии: когда части зрительной доли коры больших полушарий мозга уже страдают от гипоксии (нехватки кислорода), полюса обеих затылочных долей, имеющие двойное кровоснабжение, продолжают еще некоторое время функционировать. Само же поле зрения при этом резко сужается; остается лишь узкая полоса, обеспечивающая центральное, "трубное" зрение. И. наконец, последний вопрос — почему перед глазами некоторых умирающих с молниеносной скоростью проносятся картины всей прожитой жизни? Читателю уже известно, что различные участки мозга угасают не одновременно. Процесс умирания начинается с более новых структур мозга, а заканчивается более древними (с точки зрения развития человеческого рода). Восстановление этих функций при оживлении протекает в обратном порядке — сначала оживают более древние участки коры головного мозга, а затем уже новые. Поэтому в процессе возвращения к жизни человека в его памяти в первую очередь всплывают наиболее стойко запечатлевшиеся "картинки", имеющие яркую эмоциональную окраску. Подобные видения, считают ученые-медики, могут свидетельствовать о какой-то активности мозга после клинической смерти. Что же касается другой жизни, то, увы... Прожить бы эту достойно.
Симптомы после клинической смерти
· "Неспособность выразить словами"
· Способность слышать
· "Ощущение покоя" или "страха" (при суициде)
· Шум, звон различной интенсивности.
· Темный тоннель, темная пустота
· "Выход из тела", "перемещение в пространстве независимо от мертвого тела"
· Обострение физических чувств(слух, зрение, обоняние)
· Встречи с другими лицами, часто - умершими ранее, особое выделение светящегося "духа", "ангела"
· Картины прошлой жизни
· Достижение какого-то предела (весьма размытое понятие)
· Нежелание возвращаться
В заключение хочу привести еще некоторые состояния, сопровождающиеся корковой диссоциацией и вышеперечисленными симптомами.
· интоксикация (нередко передозировки некоторых лекарственных веществ, сопровождающиеся глубокой комой, принимаются за смерть). И если больной выведен из этого состояния, он описывает почти все вышеперечисленные симптомы, а иногда даже уверен, что побывал на том свете(C.Theines, T.Haley - Клиническая токсикология, Филад.1972).
· действие некоторых психотропных препаратов(без передозировки) - упоминавшийся кетамин, ЛСД.
2 вида клинической смерти
· гипогликемическая кома. В литературе достаточно описания психопатологических симптомов, сопровождающих развитие этого состояния - нужно только хотеть читать.
· нарушения, обусловленные физическими воздействиями (например, гипотермическая кома, кстати, чаще всего дающая в прошлом феномен "чудесного воскрешения" при согревании в гробу или в морге - А.Э.Уолкер, Смерть мозга, М,1988). После повышения температуры тела до 35°C и выше больной, если приходит в себя, рассказывает и про "ангелов", и про "неземное тепло", и про "свет в конце тоннеля".
Но посмотрим, что пишет Моуди в своей книге ”Жизнь после смерти”.
«...Первое, что я помню, был звенящий, очень ритмичный шум. Затем я двигался - вы можете считать это чем-то сверхъестественным - через длинное тёмное пространство...»
«...У меня было огромное ощущение одиночества и мира. Оно было прекрасно...»
«...Я видел своё тело со спины и немного справа. В то же время я чувствовал, что у меня всё ещё есть какая-то телесная оболочка, хотя я и был вне своего тела...»
Остановимся на этом вопросе ещё раз. Уже ни для кого не секрет, что в человеческой психике существует область бессознательного (БС) (З. Фрейд). Слои БС залегают так глубоко, что человек даже и не подозревает об их существовании. Кроме того, существует коллективное БС (КБС) (К.Г. Юнг), где «записывается» опыт прошлых поколений. Всё это воздействует на жизнь человека, на его сознание, а следовательно, и на его поведение. Тогда возникает вопрос: Почему только на жизнь? А на процесс умирания? Ведь умирание - это не только и не столько ослабление и постепенное угасание жизнедеятельности клеток, а скорее наоборот - резкое заострение чувств, то есть своего рода пиковая работа психики. Особенно, если смерть происходит в экстремальных ситуациях (будь то суицид или несчастный случай). Представленные здесь рассуждения не голословны. Так, опыты С. Грофа подтверждают эту точку зрения - он проводил исследования глубинных слоёв психики с помощью психоделических препаратов. Иными словами, ставил психику в экстремальную ситуацию искусственно. Опыты показали схожие с рассказами людей, вернувшихся после клинической смерти, результаты. Кроме того, на его сеансах люди излечивались от психических заболеваний, меняли мировоззрение, узнавали о неизвестных им ранее религиозных направлениях. То же самое нередко происходит и при ситуациях, угрожающих жизни человека или при клинической смерти: люди меняют своё отношение к жизни. Таким образом, есть основания предполагать, что в подобных ситуациях активизируются те слои БС, которые до сих пор «дремали» и которые специально приспособлены для такого рода ситуаций. Возможно, в этих случаях активизируется как личное (индивидуальное) БС, так и КБС, и поэтому люди дают схожие показания, которые оказываются мифологичными. «Обновление» же психики - излечение - происходит потому, что более низкие слои БС поглощают те, которые лежат на поверхности, то есть часть сознательного опыта. Вытесненный опыт - это то, что относится к родовой травме (процесс самого рождения) и подобных жизненных напластований. Происходит своеобразная «проработка» этого материала - подобно болотной трясине: так же как и там, поглощённая часть становиться своего рода «историей мировой психики», то есть КБС, она усваивается и выдаётся в виде мифов, легенд, сказаний и так далее, а так как психотики и невротики не «изобрели» в своих фантазиях ничего нового, можно предположить, что происходит своего рода круговорот: то, что в своё время поглотилось, выходит наружу у больного. И так может происходить до бесконечности.
Все приведённые выше размышления вполне отвечают современной механистической модели мира. Не вписывается в эту модель только то, что видит находящийся в стадии клинической смерти человек, следовательно, он и не в состоянии вразумительно описать всё происходящее с ним.
«Зачем жить? Зачем дана жизнь?» - вот каким должен быть основной вопрос философии. Это очень хорошо понимали наши далёкие предки. А смерть - это всего лишь переход в другую сферу жизни, возможно, более светлую, чем жизнь биологическая.
Главная
Почта
|